СодержаниеТерминологияИстория развития анимеЖанры аниме |
В начале 20-го столетия под воздействием западных газетных комиксов и фильмов оказалось большое число японских художников. В то время комиксы с фразами в облачках и простыми сюжетами являлись простым развлечением для читателей. Первые эксперименты с анимацией начались в 1914 году. И первым мультфильмом, получившим мировой успех в 1918 году, стал короткий Peach Boy художника Сейтаро Китаяма. Аниме развивалось весьма медленно, только в 1932 году оно освоило звук. Однако развитие аниме происходило под влиянием бесспорных лидеров мульт-индустрии — Walt Disney и Fleisher Brothers. В 1937 году Белоснежка показал, что анимация очень выразительна и жизнеспособна, как и реальные фильмы. Перед второй мировой войной европейцы и азиаты ориентировались на мультфильмы Диснея. Осаму Тезука дебютировал в 20 лет, когда в 1947 году вышел его проект New Treasure Island. Из-за него манга вырвалась из подражания и, делая акцент на действии и эмоциях, очень много взяла от французского и немецкого кино. Чтобы подчеркнуть остроту эмоционального момента, сцена зачастую открывалась медленно, на протяжении многих страниц. Он выучил целое поколение художников рисовать динамически. Его величайшим вкладом были его персонажи. Основываясь на довоенных мультиках Диснея (Микки Маус и Дональд Дак), Тезука рисовал животных и людей с огромными выразительными глазами и круглыми головами. Хотя персонажи выглядели простыми и мультяшными, они могли изображать самые разные чувства от любви до дикой ненависти. Последующие манга- и аниме- художники перенимали идеи Тезуки, рисуя упрощенные лица и огромные глаза. Sailor Moon, Speed Racer («Гонщик Спиди»), и даже Ash Ketchum обязаны своим видом Тезуке. Большой успех Тезукии в манге непосредственно воздействовал на послевоенное аниме. В середине 50-х президент кинокомпании Toei мечтал об анимированных лентах, подобных диснеевским. В 1958 году Toei выпускает свой первый полнометражный мультфильм The Tale of the White Serpent («История белого змея»), который основывается на старинной китайской легенде. Он был нарисован в более темных тонах, нежели произведения Диснея. The Mischievous Prince Slays the Giant Serpent (1963); The Adventure of Horus, Prince of the Sun (1966) и Puss in Boots (1967) являются самыми первыми работами ранних аниме-гигантов Исайо Такахата и Хаяо Миязаки, проложивших путь для дальнейшего совершенствования аниме. В 1958 году Тезука создает наброски, сценарий и персонажей для первого анимированного фильма Toei, основанного на легенде о китайском Короле обезьян — Dragon Ball. В 1961 году он основывает студию Mushi Productions для создания аниме-фильмов и сериалов для телевидения. Его первый Tetsuwan Atom (Мальчик-Атом) опоздал всего на несколько месяцев, чтобы стать первым анимированным фильмом для телевидения. Эта честь досталась Otagi Manga Calendar, представляющему собой набор маленьких исторических мультфильмов. Но черно-белый Atom был первым анимированным фильмом, разбитым на серии. Основанный на одноименной манге Тезуки, он рассказывал о мальчике-роботе, попадающем в удивительные истории, борющемся с преступностью и спасающем друзей. Tetsuwan Atom очень быстро распространился по всему миру. После него Тезука, основываясь на популярной манге Jungle Taitei (Король Кимба), создает в Японии первый цветной аниме. Сопродюсер фильма, студия NBC-TV, помогла в финансировании и в распространении Kimba в США, она также осуществляла и творческое управление. В оригинале Kimba рос к взрослой жизни, но на американском телевидении он остался подростком. Это было позже исправлено в продолжении Jungle Taitei Susume Leo (Лев Лео). Mushi упорствовала в создании программ и аниме, но, в конце концов, обанкротилась. Tezuka не просто «вернулся к рисованию комиксов», он продолжал дальше. Он продолжал радовать изголодавшихся читателей все новой и новой восхитительной мангой, оставив экранизацию своей манги (Black Jack, Ambassador Manga) другим. В то время японское телевидение большей частью создавало аниме для детей. Jungle Taitei иногда осмеливался усложнять смысл и сюжет, ориентируя его на более старшее поколение. Например: 8 человек были убиты преступниками и позже воскрешены, как роботы. Mach Go GoGo (Гонщик Спиди) вместе со своим приятелем обезьяной, которая часто капризничала. И все аниме придерживались одной формулы «good vs. bad», хороший против плохого. Все изменилось в 70-х, аниме стало более искушенным, более сложным, что повлияло и на телевидение. Lupin Sansei с Monkey Punch изображал главного героя вором, вдохновляясь сатирическими произведениями французского писателя Морриса Ле Блана. Юмор и экшен были перемешаны, и это был рискованный шаг. Lupin был полон взрослого юмора и нескрываемого насилия, рассчитанный на более старшую аудиторию, он все же смог выстоять. Зараженные его примером, на свет появляются продолжения и сериалы. Оживление в жанр научной фантастики привнесли Kagaku Ninja-Tai Gatchaman (Битва Планет /G-Force), Great Mazinger и Uchu no Kishi Tekkaman. Они подсадили зрителей на элегантных роботов и огромные космические корабли. В Uchu Senkan Yamato (Star Blazers) главной идеей была борьба космического линкора Yamato с инопланетными захватчиками и спасение человечества от уничтожения. Все подвиги храброго Yamato заняли не одну серию. Современник Тезуки Лейдзи Матсумото создал аниме-персонажей Yamato и множество механических машин, подкрепив все это сложным и полным чувств сюжетом. Позже Matsumoto направил свой талант на другой сериал из мира научной фантастики — Galaxy Express 999 в 1979 году. Гигантские роботы стали оплотом японского аниме с 1966 года при помощи Tetsujin 28. Mobile Suit Gundam — продуманная, восхитительная космическая опера, значительно изменившая некоторые устои научной фантастики, вышла в 1979 году и объединяла эпические элементы Yamato с огромных размеров мехами Tetsujin 28. В космической войне MS Gundam люди являлись пилотами этих огромных машин, используемых как оружие и защита. Gundam распространился по всей стране, вылившись в огромное число пластиковых моделей роботов, продававшихся на каждом углу. Новые космические оперы Sokokihei Votoms (Armored Trooper Votoms) и Chojiju Yasai Macross (Robotech on the right) явились продолжением идей и поддержанием развития нового жанра. С началом 80-х перед телевидением и производителями фильмов появилась новая задача, так как спрос на новые, усложненные по сюжету и полные чувств аниме увеличивался с каждым днем. С появлением домашнего видео появилась возможность приобрести любимое аниме в любое время. Поэтому производители немного отошли от своего обычного зрителя и больше сконцентрировались на домашнем видео. Чтобы успевать за увеличением рынка, производителям пришлось обратиться к манге. Первым художником, принесшим пользу в этом походе, был Акира Торияма. Его причудливая серия Dr. Slump ожила на экране. В 1986 году его Dragon Ball, исполненный в стиле фэнтэзи, стал самым популярным аниме в Японии, полный такой же легкости, комедии и фантазии, как и Rumiko Takahashi, Urusei Yatsura и Ranma 1/2. Его другая важная серия — Maison Ikkoku, весело сыгранная романтическая комедия отношений. На другой стороне спектра был Takahashi с Go Nagai, художник с репутацией создателя «шаловливой» манги. Превращение его манги в аниме началось в 1972 году сериала Devilman; тем не менее, ориентированный на домашний видеорынок, взрослый аниме смог избежать ограничений телевидения и цензуры. Странные, сексуальные работы, такие как Nagai’s Kekko Kamen, с обнаженной супер-героиней, были произведены специально для домашнего видео. Основной поток научной фантастики получил мощный толчок в 1980-х из романов в стиле киберпанк от Вильяма Гибсона, Брюса Стерлинга и Нила Стивенсона, темные антиутопии с хакерами-ренегатами, шныряющими в киберпространстве. В 1982 году фильм Ридли Скотта «Blade Runner» (Бегущий по лезвию бритвы) изменил вид будущего. Манга- и аниме-художники были первыми, кого захватила новая фантазия. Первым и лучшим был художник и режиссер Кацухиро Отамо, который сваял в 1988 году аниме-хит Akira, введший полностью новый стиль в жанр. Популярные творения, такие как A. D. Police и Bubble Gum Crisis, ступали след в след по динамической, опасной дорожке, проторенной Akira. Другой влиятельный художник, Масамуне Широу, создавал будущее в Appleseed и Black Magic M-66, используя новые технологии и опасность для человечества. Энергичный проект Dominion Tank Police явился полицейской меха-комедией, но Kokaku Kidoutai (Призрак в доспехах) в 1995 году вернул его к борьбе человечества против машин. Все больше и больше стало появляться серьезной манги и аниме. Кейзи Наказава показал ужас выживания уцелевших в Хиросиме в откровенном Barefoot Gen в 1983. Аналогично, Hotaru No Haka (Кладбище стрекоз) описывал двух сирот, пытающихся выжить в бомбардируемом Токио. Немного фильмов могут отобразить ужасы войны так же хорошо, как аниме. Зрительская аудитория также была увлечена аниме, базирующейся на японской литературе. Основанный на классическом произведении 10-го столетия автора Murasaki Shikibu, Genji Monogatari (Tale of Genji) показывал увлекательное исследование дворцовой интриги. Другой блокбастер Ginga Tetsudo «no Yoru» (Ночь на Галактической Железной Дороге) был вдохновлен произведениями философа 20-го столетия, писавшего для детей, Kenji Miyazawa. Аниме было наконец освобождено от стереотипа — «Только для детей». Сегодня две аниме-студии ведут аниме в 21 век: Gainax и Studio Ghibli. Основанное Тосио Окадой, Gainax мобилизовало первое поколение художников, рисовавших аниме. Ведомый коллективным энтузиазмом, Gainax выпустил в свет наиболее значительные и популярные работы 80-х и 90-х: шедевр научной фантастики Oritsu Uchu Gun (The Wings of Honneamise), футуристический и исторический Top O Nerae, Gunbuster и телевизионный No Umi No Nadia (Nadia the Secret of Blue Water). Сегодня Gainax стал признанным лидером эпизодической научной фантастики с помощью обворожительного Shin Seiki Evangelion (Neon Genesis Evangelion). Студия Ghibli была создана старыми аниме-производителями — Исао Такахатой и Заяо Миязакой. Они работали в Toei TV в 60-х, в 1971 они представили оригинальный Lupin Sansei и сотрудничали в создании детской адвенчуры Mirai no Shonen Conan (Future Boy Conan). В 1978 году вышла первая значительная работа Миязаки — Cagliostro No Shiro (Замок Каглиостро), прелестно изобразившая проделки Lupin-а. Успех компании сопровождался весьма значительными фильмами: Kaze no Tani No Nausicaa (Nausicaa of the Valley of the Wind), Tenku No Shiro Rapyuta (Laputa: Castle in the Sky), Tonari No Totoro (Мой сосед Тоторо), Majo No Takkyubin (Служба доставок Кики), Kurenai No Tuta/ Porco Rosso (Красная Свинья), Heisei Tanuki Gassen Ponpoko (TodayOs Great Raccoon War Ponpoko), Mononoke Hime (Принцесса Мононоке). (и последним хитом Spirited Away - «Унесенные призраками» — прим. ред.) Играя закулисную роль в проектах Miyazaki, Takahata выпустил ряд своих инновационных произведений: остренький Hotaru no Haka (Кладбище стрекоз) и Omoide Poro Poro (Только Вчера). Эта возможность рассказать маленькую человеческую историю на фоне больших событий воплощается с помощью Такахаты и таланта Миязаки. С линейкой безупречных аниме, Ghibli удается весьма твердо стоять на вершине японского мультипликационного Олимпа. Сегодня аниме полон оптимизма. Gundam («Трансформеры») празднует свою 20-ю годовщину показом нового сериала. Эксцентричный Dr. Slump от Ториямы снова представлен новыми сериями. Влияние Осамы Тезуки все еще чувствуется в последних фильмах, основанных на его манге — Black Jack и Jungle Taitei. Мысленный X: The Motion Picture и Otomo’s anthology Memories обращены к более взрослой аудитории. Фэны всего мира наслаждаются растущим наплывом популярного аниме, подобного Pokemon, Sailor Moon и Dragon Ball. Очень большое значение имеет сделка между Disney Studios и Studio Ghibli по перенесению всех шедевров Миязаки на территорию США (например, последний оскароносный шедевр «Унесенные призраками» — прим. пер.). Entertainment Weekly в 1998 назвало первый выпуск Kiki’s Delivery Service фильмом года. Множество японских художников продолжают пополнять библиотеку аниме. Они понимают, что могут сделать более серьезное аниме, чем просто заниматься развлечением детей. Они могут изучать границы пространства и сложности человеческой души. Эта готовность к экспериментам и сделала аниме таким динамическим и привлекательным. Все это обещает сохранение интереса к аниме у кинопроизводителей и в 21 веке. |